ОТЧЕТ
о водном походе в районе Южной Карелии (р. Южная Шуя),
25.07 - 7.08 2015 года.

Водный поход 2-й к.с.
район похода - Карелия 
Нитка маршрута: Москва - Петрозаводск оз. Суоярви  - Исток р.Шуя - Игнойльская ГЭС - оз.Шотозерооз. Вагатозеро р.Шуя - деревня Матросы - Петрозаводск - Москва. 
Сроки похода: 25 июля 2015 года - 7августа 2015 года
Руководитель группы: Тутаева А.В.

Маршрутная книжка: 1 /4-213

Южная Шуя, 2015 год. Поход II к.с., Южная Карелия.

Оглавление

ПАСПОРТ ПОХОДА        

СОСТАВ И ОПЫТ УЧАСТНИКОВ ПОХОДА:        

СНАРЯЖЕНИЕ:        

ПОДЪЕЗДЫ И ОТЪЕЗДЫ:        

ОБЕСПЕЧЕНИЕ:        

ОПИСАНИЕ РЕКИ:        

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ:        

ДНЕВНИК:        

25 июля, суббота        

26 июля, воскресенье        

27 июля, понедельник        

28 июля, вторник        

29 июля, среда        

30 июля, четверг        

31 июля, пятница        

1 августа, суббота        

2 августа, воскресенье        

3 августа, понедельник        

4 августа, вторник        

5 августа, среда        

6 августа, четверг        

7 августа, пятница        

ЛОЦИЯ р. Ю.ШУЯ:        

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:        

КАРТА.        



ПАСПОРТ ПОХОДА

  

Район похода: Южная Карелия

Вид туризма: водный

Тип судов: Каркасно-надувные байдарки.

Нитка маршрута: Москва - Петрозаводск - Суоярви I - Исток р.Шуя - Игнойльская ГЭС - оз.Шотозерооз.Вагатозеро р.Шуя Сойвож-порог - Петрозаводск - Москва.

Сроки похода: 25.07.2015 - 07.08.2015

Продолжительность похода: 14 дней

Протяженность водной части: 147 км

Категория сложности: 2 (вторая)

Количество участников: 8 человек

 

СОСТАВ И ОПЫТ УЧАСТНИКОВ ПОХОДА:

  N п/п

Ф.И.О.

Судно

Опыт участников

Обязанности в походе

1.

Тутаева Анна

КНБ, капитан

Ю.Шуя 1994, 1999, 2000, Мста 2000, Тунгуда 2004, Писта 2005, Охта 2006, Юрюзань 2009, Чирко-кемь 2009

Руководитель, завхоз, летописец, фотограф

2.

Тутаев Алексей

КНБ, капитан

Ю.Шуя 1999, 2000, 2010, Мста 2000, Тунгуда 2004, Писта 2005, Охта 2006, Юрюзань 2009, Чирко-кемь 2009

Заместитель руководителя Казначей, Штурман

3.

Тутаев Павел

КНБ, капитан

Ю.Шуя 2010, Тунгуда 2004, Писта 2005, Охта 2006, Юрюзань 2009, Чирко-кемь 2009, 2011

Снаряженец

4.

Пчеленок Елена

КНБ, матрос

б/о

Медик

5.

Пчеленок Маша

КНБ, матрос

б/о


6

Тутаева Варя

пассажир

б/о


7.

Ершов Сергей

КНБ, капитан

Лосево, Ю.Шуя1998, 1999, Мста 2000, Ладога, Онега

Костровой, рыболов

8.

Ершов Максим

КНБ, матрос

Онега

Рыболов, грибник

Прочие обязанности равномерно распределялись между участниками.

СНАРЯЖЕНИЕ:

Список группового и личного снаряжения, аптечки, ремнабора и раскладка питания типичен для похода второй категории. В данном отчете эти списки не приводятся.

ПОДЪЕЗДЫ И ОТЪЕЗДЫ:

Москва - Петрозаводск - Суоярви - Исток р. Южная Шуя:

Москва - Петрозаводск: поезд № 018АА, отъезд в 20:42, прибытие в 08:33

Петрозаводск   Исток р.Шуя: автомобиль, нанятый в Петрозаводске.

Дер. Матросы - Петрозаводск - Москва:

Дер. Матросы - Петрозаводск: автомобиль, нанятый в Петрозаводске
Петрозаводск - Москва: поезд № 15, отъезд в 15:20, прибытие в 7:30

ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

г. Петрозаводск Магазин

д. Соддер Магазин

ОПИСАНИЕ РЕКИ:

Шу́я (карел. Šuojogi, фин. Suojoki река бассейна Онежского озера на юге Карелии. Протекает по территории СуоярвскогоПряжинского и Прионежскогорайонов Карелии. Площадь бассейна составляет около 10 100 км². Длина  194 км, заболоченность 18 %, озёрность 11 %. Средний уклон 0,53 %, средний модуль стока 9,4 л/с·км², ширина до 70-100 м, на порогах сужения до 20-40 м.

Вытекает из озера Суоярви. Протекая через два крупных озера: Шотозеро и Вагатозеро, впадает в Логмозеро, соединяющееся с Онежским озером небольшой протокой.

Река относится к карельскому типу. Этот тип рек характеризуется короткими, часто мелкими, крутыми каменистыми порогами, разделенными глубокими и широкими, почти без течения, плесами. Пороги приурочены к выходам в русло коренных пород. На реке есть водопады (падуны). Питание реки смешанное, снежно-дождевое. Река имеет высокое весеннее половодье, переходящее в устойчивую летнюю межень. Во время нашего путешествия уровень воды был низкий.Пороги на Шуе локальные, ступенчатые с большим количеством стоянок. Порогов около 30, по реке они располагаются довольно равномерно. В большую воду пороги проходятся легче, в низкую сложность прохождения многих из них значительно возрастает, есть сливы до 1,5 м.

Из непроходимых препятствий на реке только Игнойльская ГЭС. На водосборе Шуи находится довольно много больших и малых озер, но не в пример другим карельским рекам она обходит их стороной. Практически в ее русло попадают лишь 3 озера: Шотозеро и Вагатозеро - в среднем течении, и Логмозеро - в самом устье.

На удалении 10-15 км река огибает с запада и юга одно из крупнейших озер Южной Карелии - Сямозеро. Здесь много исторических поселений, памятников архитектуры, археологии, истории. На берегу Шуи лежит деревня Киндасово, имеющая славу "карельского Габрово".

Река лежит в районе тайги и лесотундры. Леса в основном хвойные. В лесу, много ягод, встречаются грибы.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ:

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

25.07

1

г. Москва


Поезд

26.07

2

г. Петрозаводск автомост у истока Суоёки из оз.Суоярви-  Стапель

170

Машина

27.07

3

Сплав по Суоёки. Шивера №2 пор. Медвежий (прохождение пор. Куст, Грива, Суоёкский каскад)

10,5


Сплав


28.07

4

Сплав по р.Шуя до оз.Шуясалма

16

Сплав

29.07

5

Дневка



30.07

6

Сплав по р.Шуя до пор. Островной (прохождение пор. Сизовский)

18

Сплав

31.07

7

Сплав по р.Шуя с обносом Игнойльской ГЭС, проводка пор. Кеняйкоски с обносом 2й ступени, пор. Валойне

15

Сплав

01.08

8

Сплав за пор. Кумио(прохождение пор.Сарикоски1, 2)

5

Сплав

02.08

9

Сплав по р. Шуя до Шотозера,

переброска по Шотозеру

16

15

Сплав

Моторная лодка

03.08

10

Дневка



04.08

11

Сплав по р. Шуя до шиверы в 5км за Киндасово

27

Сплав

05.08

12

Сплав по р. Шуя до Сойвож-порога (турбаза «Поляна») (прохождение пор. Площадка, Кутижмский, Питкякоски, Б.Толли, М.Толли)

25

Сплав

06.08

13

Турбаза «Поляна» - г. Петрозаводск

35

Машина

07.08

14

г. Москва


Поезд

ДНЕВНИК:

25 июля, суббота

(Москва - Петрозаводск)


~20:42. Поезд № 018АА, Москва-Петрозаводск. У вагона выяснилось, что две наши байды («Маринка1» слишком длинная, хоть и стройная, а «Вуокса3» и толстая и длинная) не вписываются в «габарит» 180см, а «Викинг-4,7» нормально, как обычный рюкзак. Договорились с начальником поезда и оплатили ему по квитанции, после отправления. В общем, сели поехали.


26 июля, воскресенье

(Петрозаводск Исток р.Шуя (шивера№2))


8:33. Прибыли в Петрозаводск. У вагона нас встретил Сергей Зарецков(zarsergei@rambler.ru, +79114013081(мтс), +79317024746 (мег))(грузопассажирский мерседес на 8чел + рюкзаки). Погрузились в машину к его напарнику. На выезде из города закупились продуктами в супермаркете Сигма. Уж лучше бы он нас в какую-нибудь «Пятерочку» или «Дикси» завёз (крупный супермаркет- решение Алексея. Ошибочка вышла). Потратили около часа (пока найдешь где что находится…), водитель начал возмущаться, почему мы так долго: якобы все закупаются только хлебом, а мы набрали всё подряд.

Дорога поначалу более-менее, но дальше начинается нечто, как после бомбежки. Ребенка 4 раза вывернуло. На место стоянки-стапеля добрались в 12:45. Водитель завёз нас на левый берег Шуи метров на 400 ниже автомоста напротив 2й шиверы. Вдоль берега идет грунтовка. Стоянка - это поляна, где пасутся коровы (судя по «следам»).

Байды собирали до вечера. Прокатная «Маринка1» никак не хотела собираться, похоже некоторые кости были чужие (или опыт сборки был нулевой). Смекалка + веревки + скотч решают все проблемы. Заглушки на балонах фиговые к ночи уже подсдулись.

В 18:30 к нам подгреб Серега с сыном Максом из Питера на Викинге-4,7. Пока они обустроились- и ужин приготовился. Спать легли в 21:30, т.к. после поезда всем очень хотелось спать.


27 июля, понедельник

(Шивера№2 - приток Тарасйоки - порог "Медвежий", 12 км)


Выползать из палаток (и заползать обратно) начали в 6:30. Погрузились и вышли на воду в 11:15. Пока собирались, пошёл дождь, небо серое без просветов. Шиверу №2 все прошли, почиркав по камням. После шиверы разлив, выход справа за мыс. Далее ЛЭП и порог Куст.

Пор. Куст. Вода очень низкая, дождь то сильнее то слабее, ветер, мерзко… Осмотрели с ПБ. Самый очевидный проход (больше воды) от ПБ к середине в слив и направо за кусты, но из-за очень низкого уровня воды вписаться в слив с поворота на наших байдах невозможно (обливняки). Мы решили провести по протоке справа от острова. Серёга прошкрябался по камням по середине реки собрал всё что смог.

Шиверу №3 прошли без осмотра, по описанию в лоции. Через несколько метров на ПБ милая стояночка, на ней и пообедали. Пока ели, кончился дождь. Шивера №4 - сходу.


Пор. Грива.  Детей провели за порог. Прошли Серега/Макс, Паша на «Маринке», Леша/Лена на «Викинге», Леша/Аня на «Вуоксе». Все чисто, в бочке пофотографировались. Можно было идти и без осмотра, струя очевидна, лоции можно верить, может быть, порог чуть длиннее 100м.

Перекат за железнодорожным мостом б/о.

Пор. Суойокский каскад. Первую ступень все б/о. 2-я ступень оочень много камней, видно 10% из них, а остальные 90% просто собираешь днищем. Девочек под присмотром Лены высадили на левый берег и отправили вниз за порог. Серега/Макс в центральный пролет по языку, далее вправо за камни вдоль берега, несколько раз сделав по пути «медного всадника».  Паша по языку, далее вправо перед камнями, собрал камней по максимуму. Воспользовались опытом первопроходцев, посовещались и решили пойти после языка и каменной плиты в середине- по суводи влево, вроде бы там чуть больше воды. Прошли: Сергей/Аня на Викинге собрали всего 3-4камня без долгих посиделок. Леша/Паша на «Вуоксе» очень громко, но энергично и почти ничего не собрали. 3-я ступень. Очень мелко. Девочки и Лена- на ЛБ, байды зачалены на ПБ. Пошли чуть правее середины, далее как дядя Зуй поведет. Первым пошел Леша на «Вуоксе»: нашел первый камень, еще не дойдя до начала струи, затем многократно прошкрябавщись, добрался до камней внизу и исполнил на них три круга вальса (тяжело вести трёшку одному). Паша на «Маринке»  маленько почиркал и в силу маленькой лодки вообще ушел в левый край порога, куда здравая голова никого не поведёт, но там оказалось нормально. Серега/Макс пропрыгали нормально. Аня на Викинге нормально, только в конце присела на камень, засмотревшись на Леху, зачем-то разгуливавшего по середине реки по пояс в воде (полез «семафорить», куда идти не надо, поэтому отвлек жену от прохода порога) . Вылезла, сняла байду и ошла дальше. Дольше ждали Лешу, когда он наплавается (ага, в спасе и одетым поплавай тут). Суоёкские магазины на наличие и ассортимент не проверяли, т.к. было уже около 19ч.

Дошли до «Медвежьего» и встали в 19:45 на ЛБ перед порогом. За порогом классная стоянка была занята белорусами. Вечером забрёл какой-то местный, пометался от стоянки к стоянке и исчез.


28 июля, вторник

(порог "Медвежий" - порог «Луки» - порог "Олененок"-оз.Шуясалма, 16 км)



Около 10 часов опять начался дождь. По итогам прошедшего дня Аня с Пашей поменялись байдами: Аня далее пошла на «Маринке1», а Паша начал учить правильно грести Лену на «Викинге» (как оказалось позднее, безуспешно). Вышли около часа дня. «Медвежий» первым нормально прошел Серега с Максом (по утру оказалось, что накануне у них на Викинге треснул киль (последствия посиделок вщ 2й стуени Суоёкского каскада), починили всё тем же скотчем- веревками, и крепкой веткой). Второй отправилась Аня и исполнила соло на бис: вход в бочку прямо, затем разворот на 180 и всю среднюю часть порога задом, еще один поворот на 180 и выход из порога лицом вперед. 3й- Паша с Леной, замыкающий Леша с Машей на Вуоксе чисто. Варя ждала на берегу под тентом.

Далее 5км плеса под сильным дождем. Шивера №5 «Древний мост», сходу. Нормальная стоянка на ПБ, на ЛБ стоянка была занята рыбаками на машине (кемпинговые шатры и т.п.). Через 1км пор. «Луки».  По нашей низкой воде справа струи вообще нет, так что все пошли сходу налево (прошли чисто). За порогом две стоянки, разделенные небольшим болотцем. Пообедали и попережидали дождь на первой (масса сыроежек, необобранный черничник, 2 лосиных кучи). Отчалили в 16ч. Через 2км пор. «Олененок»- б/о по основной струе.

Паша с Леной ушли вперед искать стоянку, за ними Сергей с Максом. Дождь превратился в морось. Периодически на плесе попадаются небольшие стоянки (либо для перекуса, либо для маленькой группы), сначала две на ЛБ, потом на ПБ в районе первых крутых поворотов реки, затем на ЛБ в середине прямого куска (стояли ребята на ПСНе, с 2-мя палатками). Встали на стоянку на ПБ, не дойдя метров 100 до оз. Шуясалма, за разливом реки. На сосне со стороны реки прибита белая табличка.

Сергей дозвонился до Питера, сказали, что на завтра на весь день обещан дождь. Решили сделать дневку.


29 июля, среда

(оз. Шуясалма, дневка)


Стоянка хорошая, но спуск к воде не очень удобный. Есть подъезд на машине (колея). Вокруг стоянки есть грибы и черника. На стоянке сделан большой стол, над которым проблематично натянуть тент. Сначала было сухо, но уже в 9 ч пошел дождь и лил капитально до 14:30, потом еще какое-то время моросил. К позднему обеду набрали грибов, черники, наловили рыбы. Поздно вечером пришла дымчатая кошка в ошейнике (из хозяйства, что за мысом), угостили рыбьими головами.


30 июля, четверг

(оз.Шуясалма пор. "Сизовский" пор. "Собачий", 18 км)


Погода весь день была нормальная. К завтраку опять пришла кошка, накормили её овсянкой. Кошка всех проводила (может ждала ещё вкусняшек?). Вышли в 11ч. На выходе из озера на ПБ  несколько строений гостевого дома «Шуясалма», отгороженного от леса рабицей, вдоль берега накатана дорога, в гостевом доме установлен ветрогенератор, есть солнечная батарея, спутниковая антенна.

После озера на ЛБ есть две маленьких стоянки. Перекаты- 4шт.- начинаются примерно в четырех км от озера. Где-то на шиверах Сергей и Леша продрали байдарочные шкурки. Леша отчерпывался через каждые 200м. Стоянок на ПБ после шивер не заметили. Единственная небольшая стоянка- на ПБ напротив пор. «Ступенька». Порожек прошли сходу. Перед, между и после Хаут.-мостов имеются стоянки разного размера, но очень часто ездят машины, неуютно. Ребята попытались заклеиться у моста сантехническим скотчем, но неудачно. Примерно через 150м после ж/д моста по нашей низкой воде обнажились сваи очень древнего моста. За поворотом остатки опор чуть более «свежего» моста. Метров через 100 на ЛБ симпатичная стоянка, немного ниже по течению еще одна.

Первый Хаут-перекат прошли нормально сходу (главное- не соваться слева от острова). В 14:30 сделали перекус на ПБ между Хаут1 и Хаут2, стоянка здесь только для перекуса - мест для палаток нет. Предприняли 2-ю попытку заклеить Лешину «Вуоксу» (на этот раз получилось).

На Втором Хаут-перекате отличились Паша с Леной, сев посередине на два камня поперек реки. Остальные нормально прошли по левому краю.



Пор. «Сизовский». Осмотрели по ПБ. На ЛБ стояли плановики на рафтах. Девочек высадили на берег, выставили страховку с морковкой. Первыми пошли Серега/Макс по правому краю самого длинного языка, затем влево, прошли чисто (правда потеряли спиннинг Макса) и встали на страховку с воды. Паша/Лена («Викинг») тем же путем- нормально. Леша/Аня («Вуокса») посередине слива нормально. Аня на «Маринке» - с шоу: зашла слева через бочку, а так как корма у «Маринки» короткая, и сил у Ани не густо, то как следствие- её  задержало в бочке, в итоге свечка и оверкиль через корму. Весло и байду не упустила (потери: клапан на грузовое очко и сковородка). Первый раз за много лет пригодилась морковка, как по писанному: правильный бросок Леши + правильный захват Аней (удивительно даже, для первого-то раза!).

Пор. «Собачий» («Островной»). Оказался подтоплен снизу плотиной ГЭС (похоже это теперь нормально), из-за чего вся прелесть его прохождения теряется. Вход в порог вроде ничего, а дальше просто небольшие валы, прижима к скале слева практически нет. На пороге катались два белорусских каякера, а на остров выгружались ПСНщики продравшиеся на «Сизовском». Прошли порог рабочим порядком высадив только Варю.

Встали на дальней стоянке на ЛБ, т.к. ближняя и островная были заняты, а на ПБ вставать не захотелось из-за муравейников. Дров крайне мало.


31 июля, пятница

(порог "Собачий"- Игнойльская ГЭС порог «Кеняйкоски» - порог «Валойне», 16,5км)


Вышли в 11:30, периодическая морось, закончившаяся к обносу. На плесе перед Игнойлой попались 3 или 4 маленьких стоянки. Во втором часу догребли до плотины, обогнав по пути два плановых рафта. Под деревянным мостом проходимы 2 крайних левых пролета (обклеены кучей объявлений о недорогой перевозке). Обнос по дороге ПБ мимо строений. В желтом домике магазин (стучите откроют), объявление о сдаче мест под палатки. На другой стороне реки за разливом после плотины еще какое-то платное стойбище. Обнеслись, пообедали и вышли на воду в пол-четвертого.


Догребли до «Кеняйкоски» (чалка на ЛБ примерно за 30м до порога). Высадили детей, провели к 2й ступени, заодно осмотрели первую. Заход очень мелкий, камни острые (шкурки жалко) решили провести байды вдоль ЛБ до падуна, а затем обнести падун. 3 плановые группы на рафтах прошлёпали всю заходную шиверу и падун, каждый своим путем (чё им будет на танке-то). Наверху на стоянке шились - клеились два тайменя с тезовыми шкурами (прорвали в шивере). Провели (потом долго рассматривали надрезанную тезу на днищах, слава Зую не насквозь), обнесли, погрузились, пошли дальше.

Пор.«Валойне» прошли не осматривая, походным порядком. В разливе за порогом 2 острова, на обоих есть стоянки. 1й остров каменный, с муравейником, максимум на три палатки. 2й песчаный покрытый травкой, максимум на 5 палаток. Встали на втором, наши три палатки разместились превосходно. Дрова привезли с собой. Туалет на противоположном конце острова от порога, в высокой травке. Комаров мало. Черники нет.


1 августа, суббота

(порог "Валойне" порог «Сарикоски 1, 2» порог «Кумио», 5 км)


Накануне все очень устали, проснулись поздно. Опять пошел мерзкий дождь, дождались его окончания, и вышли на воду во втором часу.


Пор. «Сарикоски1» - сходу.  Пор. «Сарикоски2»- вода низкая, осмотр с острова. На острове две стоянки, ближняя была занята плановиками. За порогом еще один остров со стоянкой, занятой плановиками. Девочек высадили, провели на дальнюю стоянку (на стоянке установлены указатели городов, деревянная пушка, мини «буран»). Аня встала на фотосъемку. Все нормально прошли правым краем: Сергей/Макс, Паша/Лена («Викинг»), Леша/Паша («Вуокса»), Паша («Маринка»).


Пор. «Кумио». Девочек высадили, провели в конец порога, по дороге осмотрели порог. Перед порогом и на разливе за ним все стоянки были заняты плановиками на рафтах. 1я ступень струя мощная, но валы маленькие. 2я ступень: мощная струя, хорошие валы, прижим вправо к скале, косая бочечка под скалой. Прошли Серега/Макс, Паша/Лена («Викинг»), Леша/Аня («Вуокса»), Паша («Маринка»), все нормально. Встали на стоянку на ЛБ за ручьём, втекающем в Шую после разлива.


2 августа, воскресенье

(порог «Кумио оз. Шотозеро, 23км)


Вышли на воду в 11:30. До часа прошлёпали плёс. На берегах плёса есть несколько стоянок на 3-5 палаток, но на них не очень удобно вылезать. Шиверу под Соддерским мостом прошли сходу правее середины. За мостом на ЛБ стоят беседки, по-видимому для снимающихся плановиков, за ними- баня (похоже, что можно было остановиться и попариться).

К двум собрались у наплавного моста, перетащились посередине реки (очень ругалась бабуля с левого берега). Заплыли в ручей, втекающий в Шую справа, зачалились на ЛБ ручья. В метрах 50 выше по течению ручья- магазин (работает с 9 до 21ч без обеда, ассортимент неплохой для сельской местности). В магазине могут дать телефон мужика занимающегося перевозкой через озеро, но сказали, что меньше чем за 3000р он не повезет. Пока перекусывали, договорились с проплывавшей мимо моторкой на перевоз через Шотозеро по 300р с носа (получилось 2400).

В 17:30 были на ЛБ Шуи при выходе из озера. Большой песчаный пляж, много мест для групп/палаток, заезжают машины как в кемпинг, останавливаются плановики на дневки. Так как половине группы не захотелось больше никуда идти, то встали здесь.


3 августа, понедельник

Дневка на Шотозере


Набрали ягод, грибов (для жарки выпросили сковородку у соседней плановой группы), рыба не ловилась (было ветрено, разок прошел дождь). Во время прогулки по лесу обнаружили недалеко от берега взлётную полосу, примерно метров 600 длиной (га спутниковых картах её очень хорошо видно). Полоса явно не заброшенная, так как выглядит вполне себе целой, очищенной от мусора и с ровным асфальтом. Вечером плановики устроили для всех имевшихся рядом детей «посвящение в пираты», наших тоже пригласили. В ужин отметили очередную свадебную годовщину Леши и Ани (дневка была именно поэтому поводу).


4 августа, вторник

(озеро Шотозеро озеро Вагатозеро дер. Киндасово, 25км)


Вышли в 11ч. Остров на реке обошли кто справа, кто слева (справа короче). Нижне-Салминскую шиверу прошли без осмотра. На Вагатозере боковой ветер, слегка подразбросал группу. К 14ч собрались у истока Шуи на перекус.

На плесе вскоре после Вагатозера попалась пара небольших стоянок. Затем до Киндасово стоянок нет. Шиверы перед Киндасово прошли без осмотра (по сравнению с 1999г воды много). Шивера в деревне под мостом - без осмотра. За Киндасово на ПБ большая поляна, где, по-видимому, стартуют плановики на короткий сплав. Вдоль реки на ПБ проходит автодорога. Затем на ПБ стоянка за

притоком, напротив дачных участков. Еще через пару километров - стоянка на ЛБ за притоком, травянистая.

Около 18ч встали на стоянку примерно в 5км ниже Киндасово на ЛБ перед шиверой на сужении реки. Стоянка наверху в лесу, с воды не видна, только спуск к воде. Мест для палаток не много, очень неровно- корни. Набрали много грибов (разбирались с ними почти до полуночи).


5 августа, среда

(шивера№6 порог «Площадка» - порог «Кутижмский» - порог «Питкякоски» - порог «Б.Толли» - порог «М.Толли» - Сойвож-порог, 25км)


Вышли в 12ч. Прошли шиверу, у которой стояли, дальше до первого порога около 8км плеса. По берегам примерно одна стоянка на километр, то на левом берегу, то на правом. Стоянки в основном небольшие.


От того момента, как во второй раз увидели вышки ПВО гребли еще минут 10 до порога «Площадка». Пороги «Площадка», «Кутижмский», «Питкякоски» («Юманишки») прошли сходу без осмотра по основной струе. Струя читается легко, весёлые валы.


К 14:30 догребли до «Большого Толли». Девочек высадили, на всякий случай вынули всё, что может уплыть при перевороте. Во время осмотра порога Аня умудрилась упасть на камнях и повредить обе руки (не сильно, но неприятно), поэтому осталась фотографировать ребят. Первыми пошли Серега/Макс через основной заход и поворот в левый слив. 2-е пронырнули Леша с Пашей на «Вуоксе» через правую бочку (Пашу накрыло с головой). Третьими- Паша с Леной на «Викинге» через правую бочку, пропрыгали по верхам, даже почти не забрызгало. 4й- Паша на «Маринке» через левый слив. Поели. Поленились разгружать «Викинг» для покатушек, и тронулись в дальнейший путь около 16ч.

Порог «Малый Толли» прошли сходу (жалко, что не выставили фотосъемку: проход Ани на «Маринке» и «Вуоксы» с Лешей и детьми по основному языку был довольно эффектен). «Викинги» как всегда пропрыгали валы по верхам почти не намокнув.

Далее около 4км плеса с периодически попадающимися быстринками до шиверы под названием «Сойвож-порог».  Шиверу-порог прошли сходу по основной струе. В конце шиверы зачалились у бани стоящей в самом низу склона. Маршрут пройден. В начале шестого начали антистапель.

Наверху находится несколько турбаз. В том числе турбаза «Поляна» по имени которой и называется это место у перевозчиков. Можно переночевать в домиках по 500р человеко-ночь, а можно бесплатно в своих палатках. Есть несколько оборудованных скамейками костровищ, но дрова лучше привезти с собой. На турбазе есть туалет, стоят мусорные баки. На окрестных соснах развешаны дырявые кроссовки, похоже это новая «традиция» загаживать лес в конце маршрута (уж лучше бы монетки в речку кидали по-старинке).


6 августа, четверг

(Турбаза «Поляна» - Петрозаводск Санкт-Петербург)


Встали около 8ч и продолжили сборы. В 12:30 за нами приехал Зарецков Сергей (договаривались на 13ч), быстро загрузились и в 13ч уже были в Петрозаводске.

Билеты смогли взять только на «Арктику» №15 Мурманск-Москва идущий через Санкт-Петербург. Отправление в 15:12, прибыл поезд минут за 40. Места достались в одном вагоне в разброс все верхние (зато уехали). Около 22ч в Питере проводили Сергея с Максом, и дружно улеглись спать.


7 августа, пятница

(Санкт-Петербург Москва)


Прибыли в 7:31. На вокзале нас встретил Ленин муж, погрузили все рюкзаки к нему в машину и отправили мужиков на разгрузку. А все девочки отправились налегке на метро.

ЛОЦИЯ р. Ю.ШУЯ:

Лоция составленная на основе переработки нескольких лоции из интернета и собственных предыдущих и нынешних прохождений реки, описания порогов даны общие для разного уровня воды.

Км

общ./между

Контрольная тчк

Описание

0


оз.Суоярви

На берегах и островах множество отличных стоянок. Есть песчаные пляжи, есть пологие скальные плиты. Характер прибрежных лесов - сосновые боры. При движении по озеру ориентирование не сложное. На восточном берегу расположено несколько небольших поселков, близко от озера проходит дорога. Западный берег не заселен.

18


Шивера №1

Начинается почти сразу при выходе в реку из оз.Суоярви. Очень мелкое место, даже при большом уровне воды можно сесть на мель. Но кроме следующей шиверы №2, таких мест на маршруте больше не будет.

авто мост

Проход в любом пролете

18,6

0,7

Шивера №2

Начинается после деревянного моста. Скорость течения небольшая. б/о. Русло мелкое, каменистое. Река здесь разделяется на несколько рукавов. В период сильного спада уровня воды возможно придется обносить суда или проводить. После шиверы небольшое озеро Еккилялампи, а за ним слышен шум порога Куст.

Стоянки

Стоянки расположены по обе стороны от шиверы. На ЛБ большой луг, через луг идет грунтовка, вдоль берега короткая полоса леса, лес лиственный, густой.

19,4

0,8

ЛЭП

Порог №1 Куст.

К.с. 1

Его также называют "ЛЭП" (над порогом) или вообще никак не называют. Располагается сразу после небольшого разлива, называемого озером Еккилялампи. Просмотр желателен, поскольку в пороге много камней и довольно хитроумная траектория струи в начале порога. В целом препятствие простое, струя жесткая, но мелкая. Условия страховки плохие. Лес вдоль берега густой лиственный.

20,4

1

Шивера №3.

б/о

Расположена в конце прямого плеса. Единственная опасность здесь - это сесть на мель. Почти все русло реки перегорожено грядой камней, которые плохо видны с воды. Река проходит между ними. Ближе к левому берегу есть нормальный широкий проход, его можно заметить по характерному языку. За шиверой на ПБ небольшая стоянка. Через 30-40 минут гребли- небольшая шиверка. На пути встретится остров, на стрелке возле берега небольшая изба.

24,2

3,8

Шивера №4.


Эта шивера начинается после сразу за вторым островом, который вы встретите на своем пути. Огибать остров лучше правой протокой. По большой воде шивера может быть залита.

25

5,8

Порог №2 Грива

К.с. 2

Ос. ПБ.

Его можно считать первым серьезным порогом с момента начала маршрута. С воды кажется безопасным и слабым, так как на выходе из порога за поворотом реки не видно большой бочки почти на всю ширину русла. В большую воду бочка вполне может задержать выпавшего человека на полминуты. Обход бочки возможен под левым берегом, впритирку к камням. Длина порога чуть больше 100м, берега скалистые. Есть условия для страховки с судна и спасконцом. Сразу после порога разлив реки, в 200-300м внизу виден ж/д мост.

25,7

0,7

ж.д. мост

За ж/д мостом при низкой воде встречается еще один перекат. Для преодоления он не сложен.

27,5

2,5

Автомост


Суойокский каскад. К.с 2

Ос. С моста.


д.Суоёки

Порог состоит из трех ступеней.

1-ая ступень: Короткая, около 100м, четкая струя с плавным поворотом вправо, соответственно есть легкий прижим влево. Мелко.

2-ая ступень: Начинается за 10м от бетонного автомобильного моста, эту часть лучше просмотреть прямо с моста. С левого берега тянется деревня. За пролетами моста, небольшие бочки, потом беспорядочная струя с валами, хаотично разбросанные камни, плохо заметные с воды. В конце сезона может быть очень мелко, местами даже для байдарки. Длина ступени около 200-300м.

3-я ст.: Отделена небольшим плесом (20-30м), проход б/о. Длина около 50м. На выходе мелко, ряд камней поперек реки.

  В деревне Суоёки имеется два магазина, в пн. работает один в здании почты. Удобно пристать к левому берегу сразу за окончанием каскада.

29

1,4

р.Тарасйоки

Через несколько сот метров слева двумя рукавами впадает р.Тарасйоки.

30

0,7

Порог Медвежий

К.с. 2

Ос. ЛБ.

Это первый порог Шуи после слияния истоков. Находится в 15 минутах гребли после деревни Суоёки. Просмотр обязателен. У левого края находится небольшая V-образная бочка, способная держать человека и небольшое плавсредство (например каяк) в течении долгого времени по большой воде. Порог короткий, около 100м. Легко страхуется.

Стоянки

ОСТОРОЖНО МЕСТНЫЕ!

Расположены на ЛБ 2шт. Характер леса - сосновый бор. Стоянки удобные, оборудованы костровищами. Есть пологий песчаный выход к воде ниже порога. Неудобство составляет соседство с деревней Суоёки - тут порой играют дети и ходят рыбаки.

35

5,3

Шивера №5 Древний мост

Образована останками старого деревянного моста. Уцелевшие части опор, засыпанные изнутри камнями, торчат из воды. Вода свободно проходит между ними, образуя длинные языки. Языки ярко выражены, с четкими небольшими валами. Б/о, проходы достаточной ширины, чтобы пролез большой катамаран

Стоянки


Расположены на обоих берегах шиверы. Характер леса сосновый бор. Берег песчаный, небольшой пляж. Стоянки удобные, оборудованы костровищем. На ЛБ стоянка лучше, но есть подъезд на машине.

36

1

Порог Луки.

К.с. 1

Река разделяется большим каменным островом на два рукава, но порог начинается еще до этого места. Проходить в принципе можно по любому из рукавов, но лучше в левом, в него идет основная струя. Летом можно пройти только слева. Б/О, сложно сделать если захочется, так как берег изрезан камнями, да и порог достаточно длинный - 500м. В левой протоке небольшой прижим и серия валов, за островом валы сильнее.

Стоянки

2 стоянки в сосновом бору на правом берегу за порогом, разделенные болотцем.

38

2

Порог Олененок

К.с 1

б/о

Типичный порог-шивера 1к.с. Просмотр не нужен, он не потребуется вовсе вплоть до порога Сизовский. Прямое русло, валы небольших размеров. Вдали огромный плес с небольшим островом.

После порога длинный плес без течения. Изредка попадаются небольшие стоянки на 2-3палатки.

46

8

оз. Шуясалма

Перед впадением слева р.Няльма (при впадении образуется небольшое озеро Шуясалма) на правом берегу метров за 100 хорошая стоянка в сосновом бору. Войдя в оз. Шуясалма надо сразу повернуть вправо за мыс - река вытекает почти сразу. Через 100 м на ПБ гостевой дом «Шуясалма» (несколько строений, ветряк, спутн.антена, солн.батарея).

Примерно через 4км на реке длинный каскад простых каменистых шивер, проходимых с ходу. Берега повышаются.

52

6

Порог Ступенька.

К.с.1

б/о

Представляет из себя легкий перекат, Струя делает крутой поворот, но в силу слабости течения прижима почти нет.который вряд ли можно считать порогом, единственные препятствия - маленькие валы. Характер берега скалистый, невысокий. На ПБ сразу за порогом небольшая стоянка.

53

1

Хаутаваарские мосты.


Через 1км после пор. Ступенька автомобильный и железнодорожный мосты. Некоторые группы отсюда начинают свой маршрут. Перед, между и после мостов стоянки разного размера.

57

4

Первый

Хаут-перекат

к.с. 1

Это легкий порог, не требующий просмотра. Струя с небольшими валами делает зигзагообразный поворот, огибая скалистый остров слева (справа мелко). После поворота маленький разлив, реку пересекает ЛЭП.

59

2

Второй

Хаут-перекат.


Через 2км второй порог. Берега скалистые, красивые. Препятствие простое. Ниже небольшое озеро с островами, в дальний правый угол которого бурным порогом впадает правый приток Шуи - р.Пюхяйоки. До порога Сизовский остается 3км плеса без течения.

62

3

Порог Сизовский

К.с. 2

Ос. ПБ.

Увидеть порог с воды не сложно, река плавно поворачивает вправо, с обоих берегов скалы, еще до поворота слышится отчетливый грохот порога. Просмотр желателен. Порог образован сливом с плиты, высотой около 1 м. Проход справа, обходя бочку, затем необходимо сместиться к центру, так как при низкой воде в правой части много камней. По низкой воде сносит вправо в центр можно не успеть. Общая длина порога 150 метров. Удобен для страховки спасконцом и с воды. По обе стороны от порога есть стоянки. До следующего порога Собачий 20-30 минут гребли.

Стоянки


Характер леса сосновый, дров много. Стоянки на обоих берегах, оборудованы. Правая стоянка находится на небольшой скалистой возвышенности, что усложняет причаливание и затаскивание лодок. Характер берега скалистый, подходы к воде свободные. Рубленая баня на ЛБ за порогом. Через 2 км на Собачеместь еще 3 стоянки.

64

2,2

Порог Собачий (Островной).

К.с 2  Осм. скал. остров вдоль ЛБ

Самый красивый порог на реке. Отчетливо виден с воды. Просмотр при низкой воде обязателен. Струя жесткая, четко выраженная. Протяженность порога 30-40м. Имеется прижим к высокой (5м) скале левого берега, в метре от нее в воде большой камень, который лучше не задевать. Удобна страховка с судна. Бывает подтоплен снизу плотиной, тогда валы сглаживаются, порог теряет красоту и сложность.

Стоянки


1)Находится на острове. Лес сосновый редкий. Просторна, красивый вид на порог, есть костровище, баня. Мало дров - за ними нужно отправляться на материк.

2)Находится на высоком ЛБ сразу после порога. Лес сосновый/еловый. Стоянка оборудована костровищем и баней. Спуск к воде не удобен, узок и крут.

3)Находится на ПБ напротив порога. Выходы к воде два: до порога и после. Первый крайне неудобен, тем что находится прямо в пороге, второй тем что засорен топляками и бревнами вдоль всего берега. Стоянка небольшая 4-5 палаток, оборудована костровищем, муравейники.

После порога тянется очень длинный (более 13 км) плес с таежными берегами, мест для стоянок мало, но есть.  Примерно в 1 км ниже порога на левом берегу небольшая изба. Плес заканчивается у плотины Игнойльской ГЭС.

76

9,7

Деревянный мост

Перед плотиной деревянный мост, который является хорошим ориентиром. Проход в 2 крайне левых пролета. Обклеены объявлениями о перевозке.

Игнойльская ГЭС.

В прошлом здесь был падун Дюгу. Обнос ПБ, 100-150м мимо домов по дороге. В одном из домов «магазин», предлагают аренду мест для палаток. Суда можно спускать на воду в улове выходной шиверы, но надо быть внимательным - в русле остатки бетона и арматуры, по низкой воде только в конце обноса по дороге.

78

1,8

Порог Кеняйкоски.

К.с. 3

Ос. ЛБ.


Этот порог следует через 2,5км после ГЭС. Его также любят называть "Падуном", как и все большие пороги в Карелии. Преувеличенное мнение об опасности и коварности порога создано во многом благодаря табличкам по берегам. Его необходимо осмотреть. Самая опасная часть порога - 2-х метровый слив поперек всего русла за правым поворотом. Его плохо видно с воды. В пороге плохие условия страховки, так как русло очень широкое (около 100м), перед сливом и после него сильное течение, что ухудшает страховку с воды. В пороге есть несколько чалок, удобней всего причаливать к ЛБ перед сливом, как раз к хорошей стоянке. Внешность порога сильно меняется в зависимости от уровня воды. Слив весной пологий, широкий. В августе русло заметно сужается за счет спада воды, порог становится мелким. Есть вероятность сесть на мель прямо посреди порога. В русле очень много острых камней.

78,5

0,5

Порог Валойне

После порога Кеняйкоски в небольшом скальном каньоне начинается порог Валойне, который можно даже посчитать продолжением Кенякоски. Это несложный порог с прямой струей. Просмотр не обязателен.

Сразу после порога обширный разлив. В разливе 2острова с стоянками на 3 и 5палаток.

80

1,4

Порог Сарикоски-1

Этот порог расположен в 500м после Валойне. После сужения реки и поворота налево (сразу на повороте слева будет стоянка в еловом лесу), вы увидите впереди ЛЭП, под ней и начинается порог. Просматривать его нет необходимости. Это всего лишь серия высоких валов, без бочек. Порог прямой, длиной около 80м.

81

0,7

Порог Сарикоски-2

Ос. с острова

Находится после небольшого плеса, похожего на озеро, слева от острова. Справа от острова течет мелкая струя шириной до 10м. В пороге предпочтительная линия движения: вход чуть правее центра, потом перед грядой камней резкий маневр влево, почти впритирку к гряде, затем плавный трек вправо. Здесь можно хорошо потренироваться на каяке. Порог короткий - 100м, просмотр желателен при низкой воде, возможны другие варианты прохода. На острове две стоянки.

83

2

Порог Кумио

К.с 2

Ос. ЛБ.

Его также называют "Кривой" или "Длинный". На ЛБ перед порогом есть стоянка. Просмотр желателен. В пороге при большой воде есть две бочки - обе проносные, но достаточно сильные, чтобы перевернуть байдарку или каяк. Этот порог очень живописен, по берегам тянутся пологие каменные лбы, уходящие в воду. Этот порог также хорошо подходит для тренировок - жесткая струя, валы четко выражены, большие улова, удобные условия страховки с берега и с воды. Порог состоит из двух частей, вдоль первой части тянется просторное улово слева, а перед началом второй есть хорошее улово справа. После порога большой разлив, на ЛБ (прямо по ходу при выходе из порога) хорошая стоянка. После сужения за ручьем на ЛБ еще одна.

Ниже на реке 11 км тягомотного плеса. Течения практически нет. Берега одеты смешанным лесом, мест для стоянки мало (на 3-5палаток, вылезать неудобно). Природа принимает более южный облик, чем до того на маршруте, "карельские ландшафты" уступают место типичному облику южной тайги.

95

12

Автомост Шивера Соддер

Расположена перед деревней Соддер под автомобильным мостом. Просматривать не надо. Где-то ближе к середине реки в 20 метрах после моста на небольшой глубине лежит какая-то железяка, которая уже не первой группе при низкой воде пропорола судно (мы не заметили). На ЛБ беседки для плановиков, за ними баня для туристов.

97,4

2,4

д.Соддер

наплавной мост

Через 0,5 км начинается поселок Соддер/Улеляга, который тянется по обоим берегам до Шотозера. В поселке препятствие - наплавной мост.В 300м за мостом справа впадает приток. На его ПБ в 100м вверх по течению есть магазин, почта.

99,5


115

2,1


15

Шотозеро

Дальше путь лежит через Шотозеро (длина 17км и ширина до 8км).Выход Шуи находится на юго-восточном берегу озера, ориентиром может служить самый высокий видимый холм. Надо держать курс на его левый склон. Хорошо заметен поселок Салменица у подножия холма. Река выходит из озера левее поселка. На ЛБ большой песчаный пляж: стоянка-кемпинг.

После Шотозера Шуя спокойно течет в живописных лесистых берегах (5км). Вдоль ПБ проходит дорога. Обход острова по правой протоке.

121

6

Автомост

д.Нижняя Салма

Автомост.Сразу за мостом, порог Нижне-Салминский, длиной 100м (б/о). Пройдя порог Нижне-Салминский, вы одновременно окажетесь у берега озера Вагатозеро, и у деревни Нижняя Салма.

128

7

Вагатозеро Исток

Исток Шуинаходится на противоположном берегу. На мысу слева от истока Шуи есть неплохие стоянки.

135

7

д.Киндасово

автомост

Через несколько км от Вагатозера начинаются шиверы, которые с перерывами тянутся почти до деревни Киндасово. Стоянок нет. Перед первой шиверой на ПБ плохо заметная изба. На шиверах надо держаться главной струи. Много мелкосидящих камней, но они не опасны из-за слабого течения. В деревне Киндасово под автомобильным мостом расположена простая шивера. При проходе следует опасаться останков старого деревянного моста, который был разрушен после строительства нового.

140

5

шивера

Спустя 5 км от деревни Киндасово, в месте сужения реки, встретится еще одна простая шивера. Слева стоянка в лесу наверху, с воды не видна. Проходится по струе, ближе к берегу можно сесть на мель. Длина 50метров. После шиверы большой разлив.

153

8

Порог Площадка (Хабаковский, Вышки)

К.с 1

Это будет первый порог после того как вы увидите высокие металлические мачты на горизонте, - это системы ПВО, которые на карте обозначены как нежилая деревня "Площадка". После того как вы их первый раз заметите, до порога будет как минимум полчаса гребли, после второго раза еще 10мин гребли. Иногда этот порог следует просмотреть (лучше с ПБ), если в вашей команде новички, но это лишь для того чтобы не налететь на камень, одиноко торчащий из воды посреди порога за поворотом. По весне камень залит. Порог легко читается с воды, достаточно длинный (600 метров), с небольшим прижимом вправо ближе к концу порога.

Стоянка


Удобную стоянку можно найти сразу перед порогом, на ПБ за 200 метров до начала. Характер леса лиственный, дров немного, места на 3-4 палатки. Костровища. Находится на небольшом возвышении, есть спуск для байдарок. Хорошо обдувается. До следующей стоянки 1.5 км.

155

2,2

река Кутижма

Приток слева

Порог Кутижимский

К.с 1

Просмотр не нужен, к тому же неудобен. Порог представляет из себя серию валов, в паводок до 1м высотой. Длина порога около 300м. Он легко читается с воды, в конце порога слабый прижим вправо, за счет резкого (90 градусов) поворота, за этим следует язык из самых высоких валов. В период спада воды внешность препятствий меняется: валы низкие, русло местами мелкое, струя слабая, это характерно почти для всех порогов Шуи. После порога широкий разлив.

Стоянка

Находится на ЛБ, в 500 м ниже порога.

158

3,2

Порог Питкякоски

К.с 2

Этот порог называют также "Кривой", "Юманишки", "Длинный". Находится в 20 минутах гребли от порога "Площадка". Длина порога около 1200-1500 метров. Левый берег высокий до 20м поросший соснами, правый лиственный густой. Перед началом порога справа поляна, здесь возможен подъезд на машине. Просмотр порога не обязателен, да и не удобен в силу протяженности. Порог прост, легко читается с воды, не имеет сильных сливов. По весне, в период паводка, в есть 2-3 небольших проносных бочки. Ширина русла около 50м, повороты в пороге до 90 градусов, но прижимы слабые. После поворотов просторные улова, в середине порога есть одна чалка слева (небольшая поляна), дальше ЛБ начинает возвышаться. В осенний период, когда уровень воды спадает, валы уменьшаются, русло мелеет и порог становиться похожим на длиную шиверу. Через 20 минут гребли после небольшого плеса слышен грохот Б. Толли.

160

2

Деревня Матросы


Есть несколько магазинов, медпункт, телефон. Расположена в 35 километрах от Петрозаводска. Автобус ходит каждый день с интервалом в 2 часа. Можно уехать на попутных машинах по Мурманскому шоссе.

Порог Большой Толли

К.с. 2

Ос. ЛБ

Расположен на окраине посёлка Матросы. Идеально подходит для катания и развлечений. Состоит из двух сильных сливов и одного слабого, все сливы ступенчатого вида. К концу лета пересыхает до неузнаваемости, но все равно остается проходимым. Общая длина 30м. После порога река разливается, это даёт возможность подходить к сливам снизу.

Стоянка


Характер леса лиственный, дров немного, места хватит палаток на 15. Два костровища. Есть спуск для байдарок. Хорошо обдувается. Находится на ЛБ, напротив деревни.

160.7


0,7

Порог Малый Толли

К.с. 1

Представляет из себя жесткую, мощную, сосредоточенную в одном месте струю, длиной около 100м. Устроен так, что при увеличении количества воды теряет свою сложность (валы сглаживаются). Основное препятствие - серия высоких валов вдоль ПБ. Просмотр необязателен, удобен с ПБ, где деревня, а на левом можно ночевать, есть стоянка. С точки зрения катания абсолютно безопасен, так как имеет выносной характер и удобен для страховки.

165

4,6

Сойвож-порог

Порог интересен в большую и среднюю воду, а в малую превращается в шиверу.Сойвож начинается резким сужением русла, а заканчивается почти таким же резким расширением с большим количеством валов и небольших бочек. Проводятся соревнования по технике водного туризма.

В конце порога на высоком ПБ насколько турбаз (ориентир баня внизу склона). Удобно сниматься с маршрута.

173

пор.Верхневиданский

Мелководен. При входе перегораживается двумя каменными грядами. Проход в первой гряде по сливу у ПБ. Далее проход по центру, левее.

175

дер.Кузьминское

ЛБ

176

дер.Верх.Виданы

ЛБ

179

пор.Нижневиданский

Много камней. Проход по основной струе, лавируя между камнями. Стояки до 1м.

дер.Ниж.Виданы ЛБ

180

приток р. Чална

ЛБ можно подняться вверх до ж/д станции Чална-Онежская.

184

приток р.Вилга

ПБ

186

пор. Верхнебессовецкий

Мелководный, каменистый. Проход по центру. Струя не выражена. Просмотр не обязателен, порог читается с воды. От ж/д до автомоста.

188

пор. Нижнебессовецкий

Мелководный. Проход по основной струе. Стояки до 1м. Осмотр не обязателен,  читается с воды.

192

протока в Укшозеро

ЛБ

Итого мы преодолели 147км от автомоста Суоярви до турбазы Поляна, из них 15км на моторной лодке и 132 на веслах.

*препятствия ниже Сойвож-порога и их километраж являются приблизительными, т.к. мы там не проходили, следовательно не проверили.


ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:


Поход прошел успешно. Большинство препятствий на реке имеют II категорию сложности. Особое внимание надо обратить на следующие пороги: Куст (мелко), Суоёкский каскад (хаотично расположенные камни), Сизовский, Собачий (если нет подпора плотины снизу), Кеняйкоски (который может быть отнесен к III категории сложности), Кумио, Питкякоски (Юманишки) (длинный со сложной траекторией струи), Большой Толли. Особенности прохождения этих порогов даны в лоции.


Байдарка «Вуокса3» посвоим поведением на ровной воде и порогах напоминает старую добрую таймешку - двойку. «Маринка1» - недобайдарка и недокаяк, так- плавсредство. «Викинг4,7» - байдарочный танк, легко управляется в порогах, неплохо держит курс на ровной воде (с нормальными гребцами), немного великовата парусность.


КАРТА.